Себестоимость производства молока в Татарстане уже выросла на 20%, а из-за засухи она еще более увеличится. Между тем синоптики прогнозируют, что в первую неделю июля продержится 30-градусная жара. Означает ли это, что вслед за многократно подорожавшими морковкой и свеклой наступит черед молока?
Уже случившийся рост себестоимости производства молока глава Минсельхозпрода РТ Марат Зяббаров объяснил 50-процентным повышением цен на корма, 30-процентным удорожанием запчастей для импортного оборудования и продолжающимся ростом цен на дизтопливо. На субботнем совещании в Доме правительства РТ он также сообщил, что засуха повлияла на урожайность кормовых культур. По сравнению с прошлым годом с 1 га их можно будет собрать на 40 центнеров меньше. В более чем половине районов республики запаса кормов, оставшегося с прошлого года, хватит всего на один-два месяца, а в некоторых районах его вовсе нет.
– Прогнозируемый дефицит кормов повлечет дополнительные незапланированные затраты на приобретение их за пределами республики для обеспечения потребности в зимний период, – посетовал министр. – Параллельно со значительным ростом операционной себестоимости наблюдается стагнация цен на сырое молоко. На текущую дату средняя цена на молоко составляет 25 руб. 19 коп. за килограмм без НДС с плюсом всего на 89 копеек к аналогичному периоду прошлого года.
Как выяснилось, не стоит аграриям ждать милости от природы, по крайней мере в ближайшие десять дней.
– Ожидается, что в последние дни июня и всю первую неделю июля столбик термометра будет находиться вблизи отметки в 30 градусов, – рассказал корреспонденту «ВК» завкафедрой метеорологии, профессор КФУ Юрий Переведенцев. – Возможны грозы и кратковременные дожди, но это локальные факторы, которые мало повлияют на общую картину. То есть засуха продолжается. Но можно надеяться, что она не станет точным повторением засухи 2010 года, которая, по сути, продолжалась целых три месяца, по август включительно, а в отдельные дни температура в восточных районах поднималась до плюс 41 градуса. Осадков тогда за все лето вместо 200 мм по норме выпало от силы 40 мм. Похожая картина наблюдалась в Татарстане и в июне нынешнего года – 20 вместо 63 мм.
Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров оценивает ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе Татарстана, как критическую.
– То, какой будет осенью себестоимость производства молока и цена на него в розничной торговле, к сожалению, не зависит ни от Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, ни, тем более, от самих животноводов, – утверждает он. – Рост цен на солярку, металл и другие товары, необходимые для сельскохозяйственного производства, спровоцировал цепную реакцию повышения стоимости, конца которой пока еще не видно. В программы господдержки сельхозпроизводителей на 2021 год были заложены одни цены, а после роста стоимости некоторых материалов в четыре раза они существенно увеличились. Поэтому я считаю, что государство, если оно не готово субсидировать цены на продовольствие и материалы, необходимые аграриям, должно обуздать аппетиты зарвавшихся монополистов, заставив их понизить цены. Если же оно этого не сделает, то 20-процентный рост цен на молоко, на мясо – это далеко не предел. Причем вины товаропроизводителя в этом практически не будет. Напомню, что когда мы сдавали торговым сетям морковь по 10 – 12 рублей за один килограмм, то они продавали ее по 120 рублей. Если же цены на молоко упрутся в покупательную способность населения, которое перестанет его покупать в прежних объемах, то сельчане просто вынуждены будут сокращать поголовье, что все мы в полной мере ощутим уже в 2023 – 2025 годах. Но я все-таки продолжаю надеяться, что государство не допустит такого развития событий.
– В этой ситуации реальная помощь государства может выразиться в субсидировании той части стоимости кормов, топлива, запчастей и т.д., на которую они выросли в текущем году. Тогда сельчане смогут покупать все это фактически по прежним ценам, а значит, не снижать объемы производства и не повышать цены на свою продукцию, – рассказал доктор экономических наук, профессор КФУ Игорь Кох корреспонденту «ВК». – Другой вопрос, какие суммы для этого понадобятся, есть ли они у правительства и на каком уровне они будут выделены. Одно дело, если эти субсидии будут выделяться из федерального бюджета, и совсем другое – если из бюджета субъекта Федерации. Во втором случае, конечно, трудно будет рассчитывать на компенсацию всех потерь сельхозпроизводителей, что опять-таки скажется на ценах. Если же правительство установит жесткую планку максимальных цен на молоко, то таким образом оно обяжет самих сельхозпроизводителей субсидировать молочную продукцию для населения, а это ударит по ним еще сильнее. Тогда уже у них не останется другого выхода, как ускоренными темпами сокращать производство. Поэтому замораживать цены на молоко нельзя. Да, есть некий перечень продовольственных товаров, цены на которые жестко регулируются государством. Но, скажем, отпуская один сорт хлеба по «социальной» цене, хлебопек может повысить цену на другие хлебобулочные изделия. Это называется перекрестным субсидированием. А у фермеров, для которых молоко – единственная или основная продукция, нет возможности такого перекрестного субсидирования.