Основные планы на период карантина – бесконечный сериальный марафон? У нашей любви к сериалам есть как культурологические причины, так и научно обоснованные. Почему быть сериаломаном в 2020-м году нестыдно, но подходить к просмотру нужно более осознанно? Об этом рассказал психолог-консультант, координатор образовательного проекта «Чистые Когниции» Антон Вотрин. «Собака.ru» записала основные тезисы.
Эволюция сериалов: от мыльных опер до высококачественного контента
Cериалы начали снимать очень давно, но изначально это был контент очень низкого качества, который абсолютно никто всерьёз не воспринимал. И так продолжалось долго. В 80е-90е на телевидении был пик так называемых мыльных опер. Это очень длинные сериалы по тысячи – две тысячи серий, которые показывали ежедневно. Даже в начале нулевых показывали такие сериалы как «Клон», «Земля любви» – это тот самый жанр.
Но постепенно отношение к сериалам стало меняться. В начале 90-х годов Дэвид Линч принёс на канал АВС сценарий сериала под названием «Твин Пикс». Канал пошёл на риск, «Твин Пикс» выпустили и он стал абсолютным хитом. Сериал полюбили практически во всём мире, его обсуждали, создавали сайты, писались книги, было очень много fanfiction.
В 2004 году на том же самом канале АВС вышла первая серия «Остаться в живых». Можно сказать, это было началом сериальной революции – зрители имели дело с одним из первых сериалов, в котором действие происходило по горизонтальной линии. То есть каждая серия продолжала другую. До этого продюсеры боялись вкладываться в такие продукты, потому что думали, если зритель пропускает одну серию, то уже не понимает, что происходит дальше.
Сотрудника АВС, купившего сценарий «Остаться в живых», уволили на следующий день. Руководство было уверено, что никто не будет смотреть сериал. Но в итоге первая серия стала мировым хитом, а в телеиндустрии зародился тренд на сложные истории, сложных персонажей, загадки, мифологии.
Бюджет сериала «Властелин колец» превышает стоимость одного фильма Питера Джексона. Во-вторых, теперь в сериальной индустрии задействованы лучшие сценаристы, режиссёры, шоу-ранеры. И эта работа стала престижной для актёров. Джордж Клуни радовался, когда ушёл из «Скорой помощи». Сейчас актёры, которые приходят в сериалы из кино, как будто рождаются заново. Можно вспомнить Мэттью МакКонахи и его невероятный успех в «Настоящем детективе», Колина Фарелла уже во втором сезоне, Энтони Хопкинса в «Мире дикого запада» – примеров очень много.
В-третьих, появилась свобода для авторов. Наверно, все заметили, что в последние 20 лет кино становится более мейнстримным. Оно рассчитано на массовую аудиторию. Всё делается для того, чтобы фильм как можно больше собрал денег в прокате. Ведь основной заработок киностудий со своей продукции – это проданные билеты. Чтобы билеты покупали, фильм должен быть максимально лёгким, простым. Очень часто такие фильмы отбивают кассу, даже если они никому не понравятся. По этой причине практически исчезли качественные драматические фильмы. Почему так произошло? Потому что они не окупаются, их очень сложно продать. В итоге мы видим бесконечные приквелы, сиквелы, экранизации, франшизы. То есть то, что гарантировано соберёт очень много денег.
Также смотрите на сайте https://www.km.ru/kino/2022/01/26/894691-serial-vecherinka-ot-apple-tv сериал “Вечеринка” от Apple TV+.