Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за плату краткосрочного проживания в предприятиях размещения.
Самые распространенные средства размещения туристов и других лиц — это гостиницы.
Гостиница — коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров”.
Гостиницы подразделяются на различные виды.
- Отель
- традиционный тип гостиничного предприятия, располагающийся, как правило, в крупном городе или курорте. Имеет большой штат обслуживающего персонала, предоставляет высокий уровень комфорта.
- Бизнес-отель
- специализированная гостиница для обслуживания бизнесменов.
- Мотель
- гостиница для автотуристов, расположенная вблизи автомобильной дороги. Мотели кроме номеров предоставляют места для стоянки машин и заправочные станции.
- Ротель
- передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно- или двухместными номерами, имеется общая кухня и туалет.
- Апарт-отель
- отель, состоящий из квартир, цена на которые не зависит от числа проживающих в нем гостей, рассчитан на самообслуживание.
- Бунгало
- небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов. Широко распространено в международных молодежных центрах.
- Туристский приют
- место для отдыха на маршруте передвижения или для кратковременного пребывания туристов. Обычно располагаются в горных районах и т. д.
Также целесообразно различать гостиницы по целевым группам и функциональному назначению:
- бизнес-отели;
- гостиница при аэропортах;
- сьют-отели (отели с апартаментами);
- резидентные гостиницы;
- курортные гостиницы;
- гостиницы B&B (bed and breakfast);
- таймшер-отели;
- казино-отели;
- конгресс-центры;
- конгресс-отели.
Уровень деятельность гостиниц характеризуется следующими показателями: количеством номеров, классностью, коэффициентом загрузки, набором услуг и их стоимостью, подробнее тут https://elvisa.ru/hotel-business/hotel-marketing/3608/.
Гостиничный бизнес представляет собой отрасль с растущим уровнем конкуренции. В России за последние годы открылось немало отелей, соответственно увеличивается количество работников, занятых в данной отрасли.
Существуют разные классификации гостиниц. Широко распространено деление отелей на группы, исходя из предоставляемых ими бытовых удобств и набора услуг. Эта классификация устанавливает соответствие категории отеля принятому стандарту обслуживания. По итогам аттестации каждой гостинице присваивается определенный разряд, который зависит от количественных и качественных характеристик ее здания, номерного фонда, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения, а также уровня комфорта, ассортимента основных и дополнительных услуг, квалификации персонала, культуры сервиса.
Разрядность отражается на расценках, престиже, составе клиентуры отеля. Классификация отелей по уровню бытовых удобств и набору услуг принята во всем цивилизованном мире.
В общей сложности существует свыше 30 классификаций, которые разнятся не только символикой, количеством категорий, но и стандартами обслуживания. Эти различия проистекают из историко-культурных особенностей государств и обусловлены национальными традициями, обычаями и привычками.
Звезды отелей — самый известный способ классификации гостиниц. Классификация по звездности понятие достаточно условное и сильно варьирует от страны к стране. В 1989 г. ЮНВТО (Всемирная туристская организация) приняла стандарты гостиниц с детальными указаниями для сертификации отелей от 2 до 5 “звезд”. Однако они носили рекомендательный характер, поэтому многие отели и целые страны решили не менять приемлемый для себя порядок вещей. Логичнее будет рассмотреть не точный перечень услуг для каждой категории, а основные принципы, по которым эта категория отелю присваивается1.