БЕСКОНДУКТОРНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС ВЕРНЕТ КАЗАНЬ В 90-Е

Бескондукторную систему оплаты проезда запустили в Казани с этой недели на троллейбусном маршруте № 2. Прокатившись на нескольких троллейбусах означенного маршрута, корреспонденты «ВК» испытали систему в действии и узнали, что думают о ней водители, пассажиры и сами кондукторы, которые в скором времени могут остаться без работы.

О том, что на общественном транспорте Казани могут отказаться от кондукторов, впервые заговорили в конце 2019 года. Правда, тогда речь шла об автобусах, ведь руководители ПАТП и частные перевозчики постоянно жалуются на свою тяжелую жизнь и просят повысить тарифы. Предполагалось, что автобусы с турникетами, как в Москве, избавят владельцев предприятий от убытков, связанных с вороватыми кондукторами. Однако ни одного бескондукторного автобуса в Казани пока не появилось.

 

 

Зато идею самостоятельной оплаты проезда взялся претворять в жизнь гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков. На деловом понедельнике в мэрии он объявил, что на троллейбусном маршруте № 2 уже отказались от кондукторов и, если эксперимент окажется удачным, их изгонят со всех маршрутов. Какой в этом смысл, глава Метроэлектротранса не пояснил, ведь после того, как оплата по безналу стала для пассажиров гораздо выгоднее оплаты наличными, живые деньги через руки кондукторов практически не проходят и мухлевать с билетами стало проблематично. Видимо, предполагается экономить на зарплате, которая, по словам Абдулхакова, составляет у кондукторов в среднем аж 30 тыс. рублей в месяц. А всего, как сообщили «ВК» в пресс-службе Метроэлектротранса, на предприятии трудятся 332 кондуктора (из них 149 – иностранцы).

 

Решив проверить на себе, как работает новая система оплаты, корреспонденты «ВК» решили прокатиться на 2-м троллейбусе, который с 1 августа ходит по маршруту «Ул. Халитова – пл. Свободы». Сели мы в него на остановке «Ул. Толстого». Видимо, маршрут этот не очень популярен у казанцев, поскольку кроме нас с фотокором в салоне никого не оказалось. Без кондуктора мы даже почувствовали себя как-то неуютно и одиноко.

Пожелав оплатить проезд самостоятельно, я обнаружил, что из трех валидаторов, установленных в разных частях салона, работает лишь один, ближайший к водителю. На вопрос, почему так, водитель лишь пожал плечами. В ответ на мою попытку заплатить, приложив смартфон к аппарату, валидатор секунд десять посопротивлялся, но все же провел оплату. Но сюрприз – никакого чека он при этом не выдал. Единственное подтверждение того, что я не заяц, – пришедшее на мой телефон SMS.

На следующей остановке в троллейбус наконец заходит пассажирка и начинает озираться по сторонам в поисках кондуктора. О новой системе оплаты она пока не слышала и предупреждающий плакат на окне о том, что можно платить либо картой самостоятельно, либо наличными водителю, не заметила. После наших объяснений Наталья в целом одобрила систему:

– Ну а что, зачем нужен кондуктор, если все равно через валидатор платить, главное, чтобы у пассажиров совесть была. Неудобно только, что для оплаты наличными нужно через весь салон к водителю идти.

Из троллейбуса мы с фотокором вышли через разные двери. И хотя он, ради эксперимента не оплатив проезд, выходил через переднюю, проблем у него не возникло. Водитель не обратил на него никакого внимания.

На остановке «Педагогический университет» мы сели в другой троллейбус 2-го маршрута. В салоне оказалось несколько человек.

– Система удобная, но контроля за пассажирами нет никакого. Многие просто не будут платить за проезд, – предположил мужчина средних лет Павел. – В Москве похожая система, но там на входе в автобусы стоят турникеты: не заплатишь – не войдешь.

После того как фотокор «ВК» снова вышел через переднюю дверь троллейбуса, не оплатив проезд, мы убедились, что Павел прав. А я перед выходом поинтересовался у водителя, как ему новая система. Тот от вопросов отмахнулся, дескать, некогда, но потом крикнул вслед: «Неудобно, отвлекает от работы!»

Решив прокатиться еще на одном 2-м троллейбусе, мы заметили, что водитель открывает на вход и на выход только переднюю дверь, а во время поездки приглядывает в зеркала за пассажирами. Видимо, водители переживают, что безбилетный проезд ударит по их зарплате, которая, по словам Айдара Абдулхакова, составляет 46 тыс. рублей.

В свою очередь пассажиры беспокоятся, что, если эксперимент признают успешным и на общественном транспорте Казани ликвидируют кондукторов, мы вернемся в 90-е, когда водители нервно отсчитывали пассажирам сдачу и выпускали их шеренгой по одному, проверяя билеты.

– Кричали еще: «Выход через переднюю дверь!» – вспомнила былое пассажирка Гульназ, которая составила нам компанию в салоне троллейбуса.

На выходе водитель поинтересовался у Гульназ, оплатила ли она проезд, и она честно ответила, что да, а вот наш фотокор опять прокатился зайцем. Очевидно, что, оставшись одни в борьбе с безбилетниками, водители явно не справляются.

В МУП «Метроэлектротранс», впрочем, «Вечернюю Казань» заверили, что водители не обязаны следить за тем, оплатил ли пассажир проезд. «Для этого есть сотрудники контрольно-ревизионного отдела, которые без предупреждения могут зайти в салон на разных остановках и проверить, произведена ли оплата», – пояснили в пресс-службе. Интересно только, как они это сделают. Видимо, будут проверять у каждого телефоны (ведь чеков об оплате валидаторы в троллейбусах упорно не выдают), а в случае оплаты транспортной картой заново прикладывать ее к валидатору. Это ж сколько контролеров-ревизоров понадобится для таких проверок?..

Тем временем кондукторы на других троллейбусных маршрутах волнуются, что скоро останутся без работы.

– Ходят такие слухи. Очень боюсь, что нас заменят автоматами, – признался нам гастарбайтер Мустафа, который работает на 1-м троллейбусном маршруте. – Но ничего хорошего из этого не выйдет, без кондукторов пассажиры оплачивать проезд не будут!

Добавить комментарий